Полезная информация для автовладельцев, автоновинки, тестдрайвы, ремонт и обслуживаниеа автотранспорта

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

0 182

Тест-драйв этой Skoda назревал давно. Её владелец – мой хороший знакомый, наблюдаю я за ней уже пару лет, так что пора бы было и покататься. Сразу оговоримся: да, машина немного «заколхожена», но где сейчас найти стоковую Skoda 120? Наверное, нигде. В общем, хотелось давно, но всё никак не складывалось. И в этот раз тоже сложилось не совсем так, как хотелось.

 

Парадный выезд

Совсем недавно в Петербурге прошёл седьмой по счёту ежегодный парад ретро-транспорта. Это событие – настоящий праздник и для рядовых любителей старой техники, и для её владельцев. Однако для вторых это ещё и головная боль: пожилую машину к такому событию приходится тщательно готовить. И ладно, если машина одна. А что, если их несколько? У коллекционеров как раз такая ситуация: машин много, а рук мало. А после того, как машины относительно готовы, их ещё надо на этот парад перегнать.

У Дмитрия есть несколько интересных автомобилей, на большинстве из которых мне уже приходилось ездить. Это, например, Zuk, Praga, Tatra 603, Tatra 613, Tatra 700 и ГАЗ-13. Понятно, что один человек не сможет сесть за руль сразу нескольких автомобилей одновременно. Поэтому я с радостью принял предложение Дмитрия помочь с перегоном в Питер из области 120-й Шкоды: это и интересно, и полезно.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

План был простой: проехать за рулём этой машины что-то около сорока километров и рассказать о своих впечатлениях читателям. В жизни, конечно, всё пошло не так. Поэтому то, что написано ниже, не очень похоже на классический тест. Что ж, гонзо-журналистика – это тоже неплохо. Добро пожаловать в мир бензина, пропавшей искры, растущей температуры и коротких замыканий!

«Их оставалось только трое… »

В посёлок в Ленобласти, где базируется Шкода, мы поехали втроём: владелец машин Дмитрий, мой коллега из другого издания Фёдор и ваш покорный слуга. В Питер нам надо было перегнать три автомобиля: Zuk, Tatra 700 и Skoda 120. Дмитрий должен был сесть за руль Татры, Фёдор – Зука, а я – малютки Шкоды. В общем-то, только до этого посёлка мы и доехали без приключений. А потом они внезапно начались.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Около бокса я сразу увидел свою красную 120-ю. Правильнее, конечно, называть её не Skoda 120, а Skoda Type 742. К типу 742 относилась целая серия таких Шкод с индексами 105, 120, 125, 130, 135 и 136. Выпуск серии начался в 1976 году, и для того времени машина выглядела очень даже современно. При этом, к сожалению, она не была полностью новой – это всего лишь глубокий рестайлинг заднемоторных Skoda 100/110.

При этом стоит отметить, что на заводе очень хотели сделать именно новую машину, но не срослось. Почему именно, сказать сложно, но в одном весьма западном издании нашлась интересная информация, которую я позволю себе перевести на русский язык и привести в качестве цитаты:

В начале 1970-х годов Skoda изначально намеревалась производить своего преемника S100/110 как переднеприводную модель с передним расположением двигателя. Однако из-за отсутствия финансирования (Skoda даже подавала заявку в Москву на получение лицензии на производство своего нового автомобиля с передним расположением двигателя и передним приводом) Skoda получила отказ в лицензии и была вынуждена обновить более ранний седан S100/110. Основная причина, по которой Škoda не получила лицензию на производство своего нового автомобиля, заключалась в том, что он оказался бы намного более современным автомобилем, чем любой другой автомобиль из Советского Союза, чему русские не были бы слишком рады. В то время большинство автомобилей из Советского Союза имели либо двигатель спереди, приводящий в движение задние колеса, либо двигатель сзади, приводящий в движение задние колеса.

В общем, само собой, во всём виноват Советский Союз.

Как бы то ни было, Type 742 получился именно таким: с задним расположением мотора, с задним приводом, при этом с независимой подвеской, передними дисковыми тормозами и некоторыми странными техническими решениями, с которыми придётся познакомиться в ходе перегона автомобиля на парад ретро-техники.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Мне, дураку, ещё в самом начале надо было понять, что по плану ничего идти не способно в принципе. Если машина выезжает из гаража раз в год, никто не знает, что у неё будет отваливаться по ходу поездки. Машины нам выдавал Роман – очень хороший специалист в области ретро (и не только) техники. Что он там говорил по поводу Татры и Зука, я внимательно не слушал. А вот сказанное в адрес Шкоды впитал с особым вниманием.

Итак, первое: эта машина может гореть. Что она один раз уже и пыталась делать, после чего без огнетушителя на ней лучше не ездить. Огнетушитель лежит на заднем сиденье, это хорошо.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Второе: горит она, скорее всего, из-за километров «приколхоженной» кем-то из предыдущих владельцев проводки. Справедливости ради отмечу, что некоторый «колхоз» не заметить было нельзя. Например, кнопки стеклоподъёмников от чего-то логаноподобного или «бороду» с магнитолой, которой в этих Шкодах отродясь не водилось. Суть в том, что эта проводка где-то коротит и высаживает аккумулятор, поэтому после остановки двигателя нужно выключать массу.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Для этого нужно открыть капот (который у большинства других машин является крышкой багажника) и нажать на кнопку выключателя. Оно бы всё ничего, если бы я знал, как открыть капот этой Шкоды. Оказывается, проектировали его мужчины с фантазией: рычажок тросика стоит на задней стойке кузова, и чтобы открыть капот, сначала надо открыть заднюю левую дверь. Забавно.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Третье: машина иногда может перегреваться. Накануне вечером на ней немного поездили, и она вроде не грелась. Но это не значит, что она не будет греться сегодня. Поэтому особое внимание нужно уделять указателю температуры охлаждающей жидкости. Ну и канистра тосола тоже лежит сзади (разумеется, «на всякий случай»).

На этом Роман остановился. «В остальном – обычная машина», – сказал он мне и отдал ключи. Что ж, коротит, горит, греется – действительно, обычная машина. Наверное, переживу. И я мог бы уже стартовать, если бы к тому времени у нас не заглохла Татра.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Это было странно, потому что эта Татра 700 – наиболее живой автомобиль в хорошем состоянии и с небольшим пробегом. И ещё более странным оказалось то, что на «галстуке» за Дастером она запустилась с пары метров. Это был первый звоночек, но, к счастью, пока не от моей Шкоды. Шкода стала трепать нервы чуть позже.

Скромное обаяние чехословацкой интеллигенции

Пока Фёдор и Дмитрий выстраивают свои машины (впереди Татра, за ней Зук, замыкающим иду я на Шкоде), есть время запустить и немного прогреть мотор и осмотреться в салоне. Напомните, как там говорят лишенные воображения журналисты… «На поворот ключа мотор отозвался бодрым урчанием»? Ну вот что-то вроде того и произошло. Моторчик у Шкоды довольно скромный – четыре цилиндра, 1,2 л, 55 л.с., но урчит очень бодро. Точнее, громко. Правда, где-то сзади, что немного разгружает барабанные перепонки.

Если говорить откровенно, первые впечатления об интерьере трудно назвать приятными. Серенько, скучно, местами даже уныло. Но если заткнуть внутреннего неуместного сноба и смотреть на всё рационально, то в салоне Шкоды можно найти свою прелесть. Даже две.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Во-вторых, этот салон какой-то интеллигентный. Есть в нём какое-то обаяние восточноевропейского мещанства. Вот, например, профиль обода рулевого колеса. Тонкий? Да. Тут не ляпнешь очередным штампом про «ухватистую пухлую баранку». Баранка в Шкоде тоненькая, как цыплячья шея, но, как ни странно, удобная. Такие же тонкие и рычаг стояночного тормоза и деликатный рычаг коробки передач. Но всё какое-то аккуратное и местами даже изысканное, как жираф с берегов острова Чад из стихотворения Гумилёва. Ещё один пример – сигнальные лампы на приборной панели. Их пиктограммы не просто нарисованы на пластике, а сделаны выпуклыми. Красота же!

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

И, конечно, стоит отметить, что для машины возрастом почти в сорок лет салон сохранился просто превосходно. Это тот случай, когда выглядит не слишком богато, но сделано при этом очень качественно.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Одним словом, машина кажется интеллигентной. Собственно, для интеллигенции её в своё время и делали. Посмотрим, как она ездит.

«От печали до радости»

Старт мы взяли бодро. Татра сразу ушла вперёд, Зук довольно шустро побежал ей вдогонку. Шкода на старте смогла меня порадовать только очень чётким и довольно коротким ходом рычага коробки. Всё остальное… Да, мотор 1,2 л – это, конечно, не очень серьёзно. Чтобы быстро тронуться, его надо сильно крутить. На оборотах ниже двух тысяч этот мотор скорее мёртв, чем жив. Вроде бы при массе без нагрузки в 875 кг и при разрешённой максимальной массе в 1310 кг его должно хватать, но это не совсем так. При оборотах от двух до трёх тысяч всё более-менее хорошо: машина ускоряется, адекватно реагирует на педаль газа. Но до двух тысяч она не едет совершенно, а как только стрелка тахометра приближается к трём тысячам, от мотора остаётся только рёв в салоне. Как ни странно, эта 1,2-литровая мелочь умеет ругаться басом, причём на высоких оборотах. И чтобы ехать в потоке, обороты нужно держать именно в этом диапазоне – 2-3 тысячи. Поэтому нет ничего странного в том, что рычагом коробки работать приходилось очень активно.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Добавлю сюда ещё одну деталь: передач всего четыре, так что быстро эта машина ездить тоже не хочет. Впрочем, об этом чуть позже.

Итак, мы тронулись из посёлка в сторону Питера. Первые два километра всё шло прекрасно, потом начались приключения.

Помня наставления Романа, я очень часто поглядывал на указатель температуры. Стрелка спокойно стояла на цифре «80», и я по этому поводу стал переживать чуть меньше. Но вдруг она упала на «0». И не только она – отключился тахометр (спидометр не работал и раньше), погас свет, перестали работать указатель уровня топлива и поворотники. Но машина ехала нормально. Пока я думал, что мне со всем этим делать, мотор тоже заглох. Спасибо, что в удобном месте – можно встать на обочине.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Чужая душа – это, конечно, потёмки, но проводка, которую прокладывали, как лабиринт Минотавра, это и вовсе мрак. Провода на аккумуляторе, генераторе и выключателе массы на месте. Провод массы – тоже. Что делать? Звонок другу.

Отъехать мы успели не очень далеко, так что Роман на своём Дастере подъехал быстро. И ещё быстрее нашёл проблему – отошли предохранители в коробке, болтающейся в ногах водителя слева под панелью.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Мне стало немного стыдно (мог бы найти и сам), но ладно – переживу. Роман только поулыбался, а мы сели по машинам и поехали дальше.

Где-то два или три следующих километра загородной трассы пролетели почти незаметно. На скорости до 70 км/ч машина хороша: неплохо стоит на дороге, динамики (если правильно выбирать передачи) хватает. Быстрее ехать, правда, не стоит. Во-первых, впереди едет Zuk с Фёдором за рулём, во-вторых, если смириться с рёвом мотора и попытаться разогнать машину сильнее, она стремится уйти в небо: передняя ось у неё оказалась слишком разгруженной. По сути, там кроме радиатора ничего нет: мотор стоит сзади, привод задний, бензобак лежит под задним сиденьем. Стремление Шкоды «мне бы в небо» мне не очень понравилось, да и торопиться некуда, так что 65-70 км/ч – вполне комфортно.

Удовольствие продолжалось недолго. Идущий передо мной Зук стал издавать непотребные звуки кишечного происхождения, сопровождая их облачками чёрного дыма из выхлопной трубы. А потом он издал предсмертный «пук» и заглох. Сделал он это не в очень удачном месте – на автобусной остановке перед железнодорожным переездом. Нам с Татрой пришлось искать место для парковки, откуда мы с Дмитрием вернулись пешком к Фёдору с его Зуком.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Попробовали запустить стартером – ноль реакции, стартер толком не крутит (генератор? проводка?). В моторе – ни одной вспышки. Зажигание? Зачем ломать голову, если можно позвонить Роману!

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Роман приехал уже без улыбки. Первым делом нашли свалившийся со свечи высоковольтный провод. Оно, конечно, хорошо, но мотору лучше не стало. Вторая неполадка – короткое замыкание на массу из-за пробитой изоляции провода с катушки. Это уже что-то. Исправили. Вроде стало лучше, но аккумулятор уже сел. Попутно выяснили, что бензина в Зуке тоже толком нет. Принимаем волевое решение: залить в Зук запас бензина из канистры, зацепить его на «галстук» и тягать Дастером. Если заведётся – продолжаем движение. Нет – вернём Зук на базу, дадим Фёдору перегонять «Чайку» (ему Зук был интереснее, но ГАЗ-13 тоже надо было гнать на парад).

Однако Зук всё-таки завёлся. Роман посмотрел на всех нас с небольшим осуждением, но ничего не сказал. Мы расселись по машинам и поехали до ближайшей заправки – бензин кончался уже и в моей Шкоде, и в Татре Дмитрия.

До АЗС мы добрались без приключений. А вот уехать оттуда быстро не смогли. Первой опять взбрыкнула моя Шкода. Знаете, это очень неприятное чувство, когда заправляешь машину, а из-под неё начинает вытекать лужа – естественно, бензиновая.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

На проводку бензин вроде бы не попал. Мотор, навесное – всё сухое. Скорее всего, дыра была где-то в горловине, оттуда бензин стекал сразу вниз. Но прежде чем включать зажигание и запускать мотор, на всякий случай сжал зубы в кулак – страшно. Но ничего, отогнал Шкоду в сторону от колонки, открыл капот (багажник) и стал ждать, что вытечет ещё. Выяснилось, что вытекать больше нечему: на стоянке на асфальт накапало совсем немного. Вроде обошлось: дырка где-то сверху, всё проветрилось, можно ехать. Но нет. Пока мы стояли, спустило заднее левое колесо у Зука.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Запаски, само собой, нет. Моя машина проветривает остатки бензина, но есть Дмитрий на Татре. Вот он и отправился в ближайшую шиномонтажку. Оттуда он вернулся с ошеломленным от Татры Черномырдина шиномонтажником и домкратом. Мастер долго ползал под Зуком, потом всё-таки упёр домкрат в нижнюю часть амортизатора и снял колесо. Дима посадил его в Татру и повёз на рабочее место устранять прокол. А потом привёз его обратно. Наверное, этот день шиномонтажник запомнит на всю жизнь.

Наконец, мы выехали с парковки АЗС. Из графика мы давно выбились, но впереди не только весь вечер, но и вся ночь. Ехать осталось не так далеко, но пятница, вечер… и пробки – такие, что на карте навигатора обозначаются коричневым.

Стоим. Смотрю на указатель температуры – 80, 85… Нет, только не это! Из этой пробки никуда не деться. Пожалуйста, не надо! К сожалению, в системе охлаждения этой Шкоды есть одна странность. Сколько надо охлаждающей жидкости для такого маленького моторчика? Вот, например, у современной Skoda Rapid с мотором того же объёма 1,2 л в системе охлаждения всего 4,2 л антифриза. А в моей Шкоде? А в моей там целых 11,5 литров. Не из-за того, что мотору требуется так много тосола для охлаждения, а из-за того, что радиатор стоит спереди, и для его соединения с мотором потребовалось прокладывать настоящий трубопровод для охлаждающей жидкости, который, само собой, этой жидкостью надо заполнить. Отсюда и такой объём. И некоторые проблемы: конструкция получилась довольно сложной и грешит частым образованием воздушных пробок.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

На ночь глядя

К счастью, выше 90 градусов температура так и не поднялась. В пробке и во время не совсем корректных с точки зрения ПДД перестроений через несколько стоящих в пробке рядов машин при подъезде к финишу я смог оценить ещё два преимущества этого автомобильчика: хорошую манёвренность и отличный обзор. Последнему помогает и неожиданно высокая для этой небольшой машинки посадка. Одним словом, для города это идеальный автомобиль. Не для современного, конечно, а для города 70-80-х. Для современного динамики, конечно, маловато, хотя если постараться, то можно свыкнуться и с этим. А так – добротный городской компактный седан.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

До места ночёвки накануне парада Шкода доехала. И скорее всего, она проехала бы весь этот короткий путь без единой поломки, если бы не стояла год в гараже без движения. Зук и Татра тоже добрались, но день ещё не кончился. Мне пришлось оставить Шкоду, пересесть на Mercedes S280 в 116-м кузове и поехать с коллегами за «Чайкой», а потом, ближе к ночи, вернуться в город за рулём Татры 700. Но это уже не моя история – мне хватило Шкоды.

А может, и не хватило. Позовут – поеду ещё: машина хоть и скромная, но хорошая. Сейчас таких не делают.

А мне летать охота: тест-драйв Skoda 120 1983 года

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.