Полезная информация для автовладельцев, автоновинки, тестдрайвы, ремонт и обслуживаниеа автотранспорта

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

0 10

КАМАЗ редко балует журналистов тестами новинок, а в последнее время ему и вовсе не до нас: есть более приоритетное занятие. И тут на тебе: тест-драйв на полигоне сразу целой линейки новых машин! Правда, новыми их все назвать трудно: Компас 9 и Компас 12 в продаже уже давно, и на дорогах они встречаются часто. А вот Компас 5 действительно новинка. Причём – долгожданная. Оно и понятно, потому что всем интересно, чем КАМАЗ приготовился загнать под плинтус ГАЗ с его «Газелькой». Оказывается, вот этим – пятым Компасом.

От мала до велика

Согласен: внешне отличить один Компас от другого трудно. В первую очередь – из-за одинаковых кабин. Однако это не значит, что всё остальное у них тоже одинаковое. Основное отличие этих машин, конечно же, в полной массе: 3490, 9500 и 11990 кг у Компас 5, Компас 9 и Компас 12 соответственно. Давайте обойдём вокруг новый Компас 5 (который вызывает намного больший интерес в силу своей новизны) и посмотрим, чем он отличается от старших братьев. Но начнём всё же с общего – с кабины.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Наверное, все понимают, что кабина эта – не совсем камазовская. Да, это цельнометаллическая кабина JAC N-Series, но выпущенная уже на КАМАЗе: её давно локализовали. Кабина, надо сказать, не самая плохая, но оценивать её будем в ходе тест-драйва. На всех Компасах спереди на раме она крепится на торсионе, сзади – на резиновых подушках. И вот как раз в рамах машин и можно обнаружить первые различия. У всех машин рамы лестничного типа, но у пятого Компаса лонжероны переменного сечения, а у девятого и двенадцатого – постоянного. Да и профиль у них серьёзнее: 230х75х6 мм – у 12, 214х70х5 мм – у 9 и 180х65х4,5 – у младшего пятого. Само собой, ширина у рам тоже немного отличается, но всё это можно заметить только в сравнении.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Тормозные системы тоже разные: у Компас 5 – гидравлическая с передними дисковыми тормозами, у остальных машин – пневматическая с барабанами на обеих осях.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Теперь заглянем под кабины. На первый взгляд, тут всё просто: у Компас 5 стоит 2,2-литровый дизель КАМАЗ-580.10-120 мощностью 122 л.с. (который, конечно, тоже не совсем КАМАЗ, а плоть от плоти JAC), у Компас 9 и 12 – 3,8-литровый дизель Cummins ISF 3.8. Но на самом деле версии этого мотора на моделях 9 и 12 используются разные. «Девятому» Компасу положена версия Cummins ISF 3.8 S5154 мощностью 152 л.с. с максимальным крутящим моментом 491 Нм, а «двенадцатому» – Cummins ISF 3.8 S5168 мощностью 166 л.с. и с моментом 592 Нм. 

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

КАМАЗ-580.10

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Cummins ISF 3.8

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

С коробками передач тоже не всё так просто, как кажется. У Компас 5 это пятиступенчатая механика ML532A, а вот у 9 и 12 коробки шестиступенчатые. Но неожиданно разные: Fast Gear LC6T540B у Компас 9 и 6DS60T у Компас 12. Внутри этой разницы не видно, потому что рычаги КП у старших машин одинаковые. Подвески у всех трёх Компасов одинаковые по типу: зависимые на полуэллиптических рессорах. 

Почти отлично

Первым мне в руки попал Компас 5 – мечты сбываются. Забираемся внутрь и смотрим, что тут и как.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

А тут очень даже неплохо. Места вполне достаточно, кресло удобное, почти легковое. Рулевая колонка регулируется, все педали находятся ровно там, где им и положено быть. Даже обивка сиденья на ощупь приятная. Дизайн передней панели, конечно, на любителя, но это не так важно в грузовике. Важнее, что есть места, куда можно растолкать все документы, даже органайзеры в козырьках есть. Да и ручки, за которые удобно держаться, забираясь в машину, тоже оказались на правильных местах. 

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Запускаем мотор. Да что же это такое! Опять всё хорошо: тихо, без вибраций. Конечно, с учётом, что это дизель, но всё же. Пробуем ехать.

И опять всё замечательно! Связка мотора с коробкой никаких вопросов не вызывают, реакция на педаль газа адекватная, переключения – чёткие. Правда, немного потряхивает, но ведь машина пустая, поэтому закроем на это глаза (потом их придётся открыть, но это будет позже). Ну и на скорости за 80 км/ч чувствуется некоторая склонность переднего моста рыскать по сторонам. На этом Компасе максимальная скорость ограничена 109 км/ч, но лучше не рисковать – нежелание машины следовать строго по курсу становится уже ощутимым. Но не критичным.

С маневрированием тоже никаких проблем не возникло. Поэтому ставлю высокую оценку (но не высшую из-за не совсем идеального управления) и пересаживаюсь в Компас 9.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Первое ощущение — всё то же самое, что и на Компас 9. Правда, мотор слышно чуть сильнее, но у него и объём больше. В целом всё прилично.

А вот шестиступенчатая коробка явно проигрывает пятиступке “пятого” Компаса из-за очень больших ходов. Но попасть в нужную передачу несложно. Поведение пустой машины очень похоже на поведение пустого младшего брата, тут добавить нечего: немного трясёт, немного гуляет перед, но терпимо.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

А вот Компас 12 неожиданно разочаровал коробкой. Хочешь — не хочешь, а вспомнишь, что едешь на КАМАЗе: иногда рычаг КП приходится впихивать в передачу со всей силы. Причём иногда он не впихивается вообще. Может быть, это недостаток конкретно моего экземпляра? Попробуем перейти на испытания гружёных машин. 

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Ты куда?

Первым мне опять достался Компас 5. За спиной – тонна балласта, так что нагрузка приличная. Удивительно, но груза не чувствуется: удачное сочетание мотора и коробки позволяет в общем-то скромному 122-сильному дизелю тянуть машину вполне уверенно даже на 6-процентный затяжной подъём. Ну а с места Компас едет вообще, как пустой – без малейшего напряжения. Но странно, что трясёт в нагруженной машине сильнее, чем в пустой. Чувствуются все стыки асфальта, и ехать становится не очень приятно. И несмотря на то, что груз у нас стоит позади стенки кабины, а не в заднем свесе, желание переднего моста рыскать по курсу становится ещё более очевидным. Ну, бог с ним, с сиденьем (представители КАМАЗа на мероприятии обещали в будущем устанавливать подрессоренные кресла, что заметно исправит ситуацию), но рысканье напрягает серьёзно. Если брать эту машину для городских перевозок, может, ничего страшного и не будет: необходимость постоянно ловить Компас на дороге рулём появляется только после 80 км/ч. Но трассе это будет, конечно, раздражать.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Теперь пересядем на Компас 12 (Компас 9 мне попался последним). И снова: тянет хорошо, тормозит прекрасно, но упорно не едет по прямой. Я даже иногда спрашивал его вслух: «Ты куда, браток? Давай вперёд, куда ты сваливаешь!». Но он упорно сваливал. Кроме того, на этой машине точно так же, как на пустой, сразу начались проблемы с переключением передач: иногда включить что-то с нейтральной передачи было очень трудно. Я уже и двойным выжимом сцепления баловался и с перегазовкой пробовал – нет, не хочет. Понимает только грубую физическую силу.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

На его фоне Компас 9 с большими ходами рычага КП, но чётким включением нужных передач показался сказкой. Да и в остальном из всей тройки он кажется наиболее сбалансированным: насколько разгоняется, настолько и тормозит; насколько хочет иногда уйти в сторону, настолько же адекватно реагирует и на поворот руля. Да, он так же жестковат, но, как я уже говорил, это не смертельно. 

Скорее всего, все эти три машины будут действительно хороши в городе. Тяговитые, манёвренные, с достаточно удобными кабинами и замечательным обзором – мечта, а не городской грузовик. Но ездить на них где-то за городом я бы не хотел. Чёрт с ней, с душой, пусть они её вытрясывают. Но при этом хотя бы стоят ровно на дороге, не требуя постоянно возвращать их на место активной рулёжкой. Особенно это относится к Компасу 12, который и так разочаровал коробкой. Может быть, на других Компас 12 коробки переключаются лучше, но когда из двух машин на обеих с этим есть сложности – это уже звоночек. Коробка на Компас 9 ведёт себя намного адекватнее.

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Ну а что же наша новинка – Компас 5? Думаю, любителям бескапотных машин он должен понравиться. Вероятно, он будет востребован среди коммунальщиков, которым приходится в основном ездить по городу. Куда-то протиснуться, развернуться на пятачке – это он может. Если надо, на первой передаче он способен буквально ползти, и это тоже большой плюс в городе. А вот для пригорода ему не хватает умения прилично себя вести на скорости 80-90 км/ч. Обидно, потому что, несмотря на эти недостатки, впечатление он производит самое приятное: удобная кабина, богатое базовое оснащение, отличная приборная панель, удачная эргономика. Да и стоимость от 3,5 миллионов за бортовую версию или промтоварный фургон не кажется высокой. Хотя, если разобраться и выяснить, что это – цена с максимально возможной скидкой, больше уже тянет посмотреть на ГАЗель. В общем-то, это даже хорошо: если есть конкуренция, производителям придётся друг на друга поглядывать и делать соответствующие выводы. Глядишь, придумают что-то хорошее. Ну или привезут это хорошее из Китая. Но лучше пусть придумают. 

Как заставить Газель напрячься: тест-драйв КАМАЗ Компас

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Exit mobile version