Полезная информация для автовладельцев, автоновинки, тестдрайвы, ремонт и обслуживаниеа автотранспорта

Пока катайтесь — а потом машинку конфискуем

0 9

Федеральная таможенная служба (ФТС) в очередной раз заявила, что хочет задним числом «навести порядок» на российском автомобильном рынке. А именно изъять у покупателей транспортные средства, в отношении которых есть подозрения на занижение ввозных платежей. Звучит очень страшно, тем более, что речь идёт примерно о 150 тысяч легковушек, ввезённых за последние полтора года. Однако не всё так просто, у подобных заявлений есть и более зловещий подтекст.

Все ввезённые в РФ по так называемому параллельному импорту автомобили нынче под подозрением, ФТС внезапно «прозрела» и выяснила, что при ввозе стоимость машин занижается.

«Проблематика с занижением стоимости легковых автомобилей имеется. Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости», — заявили в таможенной службе.

Пока под подозрением авто, ввезённые из Армении и Киргизии, но только пока… Речь обо всех машинах, которые прибыли к нам через страны ЕАЭС, то есть включая тот же Казахстан. А оттуда, как известно, везли совсем уж массово.

Что же касается схемы, то она проста как апельсин: декларируется, что ввезённый, к примеру, из Кыргызстана автомобиль стоит столько-то, местные власти выдают на это документ — растаможен в пределах ЕАЭС, всё путём. Не просто так, понятное дело. А далее транспортное средство прямым ходом едет в РФ. Довольно незамысловато.

И вполне обычно, ничего нового и сверхъестественного. Работники ФТС должны быть в курсе подобных шахермахеров, собственно, работа у них такая. Но как-то вот странным образом ничего не заметили, хотя за 2022 год в РФ ввезли несколько десятков тысяч новых автомобилей. И в 2023-м всё продолжается.

«За период с января по май текущего года было зарегистрировано 37 308 транспортных средств, поступивших в страну по альтернативному каналу продаж», — говорится в исследовании «Открытие авто» и компании «Автомаркетолог».

Плюс примерно 70−90 тысяч за 2022 года. Итого 120−140 тысяч транспортных средств сейчас под прицелом, их как бы в любой момент могут изъять у владельцев. Статья ст. 16.21 КоАП РФ — «незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка».

«Схемы такие были и будут. Они возникают все время, потому что в разных странах существуют льготные варианты растаможки. Наши коммерсанты пытались каким-то образом сделать цены доступными. Машины часто проводят по подобным схемам, и в Казахстане была такая. Как правило, действует до какого-нибудь скандала, когда очередной канал закрывают — тогда ищут новый. Не советую связываться с параллельным импортом, если только вы не покупаете автомобиль у проверенного дилера и этот дилер берет на себя ответственность», — считает партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Дилеры нынче на себя ответственность не берут, договора купли-продажи составлены так, что в итоге крайним всегда оказывается клиент. То есть покупатель авто. И «кривая» растаможка — это ещё полбеды. Если брать престижные европейские авто, то немалая их часть вообще как бы криминальная.

«Бизнес очень простой. Некая фирма, положим, в Литве, берёт машину в лизинг, а потом через Белоруссию или Польшу (а порой через обе страны вместе) его завозят в РФ. Все документы на руках, таможня — честная. Получить по какой-либо базе данных информацию о том, что машина в лизинге, увы, нельзя. Лизинговые платежи идут, всё нормально.

И таковые идут до тех пор, пока авто продаётся в РФ плюс ещё месяц-другой. После чего они прекращаются и там, в Евросоюзе, машину подают в розыск — по Интерполу. А наши полицейские, несмотря на нынешнее жесткое противостояние с Европой, изымают транспортное средство и отправляют его в ЕС! Страдает, как несложно догадаться, тот самый добропорядочный покупатель, который приобретает новую легковушку в салоне. Кстати, уже есть случаи, когда именно в салонах — тех самых бывших официальных дилеров!" – рассказывает владелец небольшой «автоплощадки» Евгений.

Что можно предъявить этому самому салону-«дилеру»? А ничего! Фирма как бы продаёт чужие (комиссионные) авто, они тут типа не при делах — предоставляет площадку, шоу-рум. Хотя очень даже в курсе что к чему. То же самое и в случае ввезённых через страны ЕАЭС «параллельных» машин. Все обо всём в курсе, но и тут тоже есть одноразовые фирмы-«прокладки», которые как бы осуществляли импорт. Вот их и ищите. Если найдёте… Не найдёте!

Власти уже год с лишним дают добро на все схемы «кривой» растаможки транспортных средств, судя по всему, чиновники просто дожидались, когда пострадавших граждан станет много. Очень много. Просто идеальная «кормовая база» для шантажа. Либо вы даёте нам денег, люди мы отбираем у вас автомобили.

Ранее такое уже случалось. Например, многие владельцы Toyota Land Cruiser помнят, как несколько лет назад ФТС начала задним число щемить владельцев ряда моделей этих внедорожников — дескать, они были неправильно растаможены. Все. Причём в начале 2000-х! Многие авто к тому времени уже неоднократно сменили владельцев, но крайними захотели сделать тех, кто последним списан в ПТС. Не вышло. Дело тогда пришлось спешно спускать на тормозах, так как среди владельцев нашлись люди со связями. И риски оказались несоизмеримы с прибылями.

Сейчас ситуация иная, машин, которые можно объявить «нелегальными», намного больше, а все понятия о законности чиновниками и вовсе отринуты. Ситуация, вроде как, действительно, очень опасная, по сути, любой владелец купленной «параллельной» иномарки под прицелом.

«Машин, приехавших через Кыргызстан и имеющих заниженную стоимость, в РФ масса. Речь идет о десятках и сотнях тысяч авто. Кыргызстан, Казахстан забиты такими машинами, занижение цен драматическое, в разы. Понятно, что такая вакханалия не будет продолжаться вечно. В курсе этой схемы вообще все: и российские органы власти, и киргизские. Сейчас все пытаются понять, как это утрясти с другой стороной, получить информацию и возможно ли это классифицировать, как нарушение в сфере таможенного законодательства», — говорит вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Отменять — не вариант. Так как вроде у нас это самое ЕАЭС, придётся отменять и его. В Кыргызстане или Казахстане всё по местным меркам как бы законно. Ввезли — единое экономическое пространство, и всё такое. А как они там считают цены — не наше дело. Как-то считают.

Другое дело, решится ли ФТС на такой вот массовый «наезд» на автолюбителей? Грозить разобраться с таможенными «схемами» — одно, это можно расценивать как призыв в автобизнесу «поделиться». Правда, делается это совсем иначе. Не угрожая гражданам. К тому же изымать десятки и сотни тысяч транспортных средств в наши крайне неспокойные времена у чиновников вряд ли хватит решимости. Тогда к чему всё это?

Больше похоже на попытку отвлечь внимание нашего общества, переключить людей с действительно важных событий на дела бытовые, шкурные. Вроде как колоссальная проблема, любой может оказаться под ударом — купил (уже на вторичном рынке!) ввезённую по параллельному импорту машину и хана… Караул, что делать, и все такое! Весь авторынок, действительно, начнёт лихорадить. Уже лихорадит.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.